О строительном рынке Краснодарского края и об уникальном ведущем предприятии строительной отрасли читайте материал ЗАО «ОБД» в формате прямой речи.
Прошлое и настоящее домостроительного рынка региона сегодня
У нас в Краснодарском крае работает пять домостроительных комбинатов: ООО «Будмар», краснодарский Домостроительный комбинат, Аг- ропромышленный строительный комбинат «Гуль- кевичский», ОАО «Домостроитель» (г. Армавир) и наш завод ЗАО «ОБД».
Завод был основан в 1974 году и рассчитан на 174 тыс. м2 жилья в год. В лучшие годы он достигал производительности 140–150 тыс. м2. Надо отдать должное – в годы рыночных реформ предприятие держалось на плаву, не было больших долгов, кредитов, имелся определенный портфель заказов, который позволял предприятию существовать.
Когда я пришел управлять предприятием, оно выпускало порядка 100 тыс. м2 жилья в год и 38 объемных блоков в день. Сегодня мы выпускаем ежедневно по 62 блока. В этом году мы практически на том же оборудовании произведем 270 тыс. м2 жилья. Разница очевидна. Это результат последовательных преобразований системы управления, логистических схем и модернизации технологической базы. Причем модернизация в большей мере коснулась вспомогательного оборудования, например – арматурного цеха. Основные формовочные машины остались прежними.
Сегодня благодаря тому, что заводы существуют, идет застройка трех крупнейших массивов в Краснодаре. Это Московский микрорайон, который начали строить в 2008 году. Сейчас заканчива- ется его формирование, а там не меньше миллиона тыс. м2. Дальше – Восточно-Кругликовский микро- район, который еще недавно был пустырем. Однако за три года уже много построено. Микрорайон «Гидрострой», где под застройку выделено около 60 га. Сейчас там проводятся инженерные сети.
История предприятия и хронология ключевых решений
Песчаный карьер. Когда на завод пришел новый собственник и предприятие стало набирать обо- роты, у нас остро встал вопрос с песком, которого катастрофически не хватало. Цены на песок росли. И тогда мы приняли решение купить песчаный ка- рьер, что в результате и было сделано. Что нам это дало? Факт – песок получился подороже, но качество выросло на порядок благодаря жесткому контролю. Нужно заметить, что контролю качества мы уделяем особое внимание. В отделе качества у нас работает около 30 специалистов, и в лаборатории еще столько же. Поэтому каждая партия песка отслеживается. Работа с карьером дала нам необходимый опыт и понимание технологии, благодаря которым впоследствии нам удалось увеличить модуль крупности и снизить потребление цемента. Бетон у нас, конечно, дорогой, если сравнивать с ценами на рынке. Но покупатель на наш бетон всегда есть, покупатель, которому важно качество бетона. А бетон, произведенный на ЗАО «ОБД», – это гарантия качества.
Керамзит. В качестве наполнителя у нас на производстве идет керамзит, а не щебень. Если использовать щебень – вес объемного блока более 20 тонн. А для нас это проблема – это превышает предел возможностей кранов. Однако в прошлом году все наши поставщики керамзита не смогли обеспечить нас наполнителем в необходимых объемах. ЗАО «ОБД» остановился.
Изучив рынок керамзита, мы приобрели КПП «Ипатовский», в составе которого был цех по про- изводству керамзита. В прошлом году мы полностью восстановили производство на «Ипатовском», и сейчас он выпускает порядка 100 тыс. м3 продукции в год. Таким образом мы полностью обеспечи- ваем себя собственной продукцией.
Вопросы сырьевой безопасности – это вопросы, с которыми нам приходится работать постоянно. И здесь тоже опыт работы с собственным производством керамзита дает нам возможность усовершенствовать саму технологию. Наши технологи определили, что использовать лучше керамзит не дробленый 0–10 мм, а смешивать рассеянный по фракциям 0–5 и 5–10 мм. Поэтому сейчас поставили на заводах рассеиватели и работаем по технологии смешивания керамзита.
Это хороший пример, как сообща мы за один год справились с очень серьезной проблемой. Одним нам было бы сложно. В нашей работе нам помога- ют партнерские взаимоотношения и поддержка. Так, наши финансовые партнеры – региональный банк «Кубань Кредит», в котором мы кредитуемся, а также ОАО «Сбербанк России». Благодаря возможности своевременно получать финансовые ресурсы мы оперативно решаем возникающие вопросы и быстро строим. Каждый год приносит свои трудности, неожиданные и всегда разные, с кото- рыми нужно справляться.
Краны. Проблема башенных кранов стратегически важна для нашего предприятия. Масса блоков, выпускаемых у нас на предприятии, предъявляет свои требования к возможностям кранов. Специально для ЗАО «ОБД» еще в Советском Союзе были сделаны хорошие краны. Однако это было в 80-х годах. Более чем за 20 лет металл стареет, и краны надо списывать. Однако где взять другие такие краны, еще недавно понятия никто не имел. А без кранов заводу не жить.
Как раз в это время в Краснодаре проходил архитектурно-строительный форум, где среди прочих компаний свою продукцию представила компания «Машстройиндустрия». Взяв на себя решение на- шей проблемы с кранами, она уже через год пред- ставила нам на базе тех кранов, которые они вы- пускают, образец нового, подходящего под наши задачи. В результате после соответствующих испытаний мы закупили семь таких кранов, решив про- блему на долгие годы вперед.
Сердечник. Сердечник – это основной элемент наших формовочных машин, представляющий собой металлический куб размером 3,6 χ 2,5 χ 6,0 м, вну- три которого установлены электрические элементы нагревания. И когда у нас появилась необходимость изготовления такого сложного нестандартного изделия, к которому, нужно отметить, предъявляются очень высокие требования, мы разместили заказ на предприятии «Атоммаш». При этом мы искали другие ходы, чтобы иметь возможность при необходимости проводить ремонт нашего основного средства производства – формовочных машин. В настоящее время производство сердечников восстановлено на Хадыженском машиностроительном за- воде, который может обеспечить потребности не только ЗАО «ОБД», но и других предприятий.
Работа над первым сердечником шла тяжело и потребовала около трех месяцев. Второй сердечник сделали уже за два месяца. А сейчас завод мо- жет изготавливать три таких сердечника в месяц, полностью овладев тех- нологией. Из 60 сердечников у ЗАО «ОБД» на производстве 30 новых. Та- ким образом, сегодня мы и наши партнеры не только можем производить строительные материалы и строить, но и владеем технологией строитель- ства заводов по объемно-блочному формованию. В этом направлении мы также активно исследуем существующие сегодня возможности.
Форс-мажоры. Форс-мажоры случаются самого разного характера. Например, 4 года назад была очень снежная зима, выпало много снега. Краснодар к этому не приспособлен. А у нас груз негабаритный, везти нужно, но выезд на трассу нашему транспорту запретили. Куда мы только не обращались, что только не делали. Завод простоял около месяца, все наши планы были сорваны. В этом коллапсе завод находился до августа–сентября следующего года. Только спустя несколько месяцев после месячного простоя удалось выпрямиться. Один месяц простоя за собой столько потянул!
Но по мере решения одних проблем, возникают новые. Например, два года назад на дорогах появилось много весовых постов. В свое вре- мя для нашего предприятия на Челябинском заводе были разработаны специальные облегченные прицепы, благодаря которым вес транспорт- ного средства вместе с объемным блоком не превышал разрешенный вес для перевозок – 38 тонн. И если общий вес нашего транспортного средства не превышал допустимого, то с нагрузкой на ось были про- блемы. Но на том же Челябинском заводе решение было найдено. В результате нашим блоковом развели оси до необходимых параметров, после чего разрешенная нагрузка на ось стала 10 т. Мы закупили у Челябинского завода сразу около десяти таких блоховозов. А затем спе- циалисты завода переделали оси всему нашему старому парку, чтобы войти в эти разрешенные параметры.
Управление конвейером и планирование. Если с непредвиденными по- годными условиями или изменениями в правовой сфере ничего не поде- лаешь, то от производственных форс-мажоров защититься можно. Наша защита – это одновременное ведение нескольких объектов. Конечно, с теми же ресурсами, накинувшись на один объект, мы могли бы сделать его за 2–4 месяца. Однако ведение нескольких объектов дает нам про- стор для маневра на случай возникновения непредвиденных обстоя- тельств. В этом и заключается принцип работы конвейера.
Нужно отметить, что очень много острых вопросов мы решили, перейдя от точечных застроек к застройкам целыми массивами, где эф- фект массы играет в нашу пользу. Это позволяет достигнуть конвейеру точки максимальной производительности, которая дает наиболее оп- тимальный экономический результат – значительное увеличение мощ- ности предприятия. Именно это произошло на ЗАО «ОБД». Думаю, для нас благоприятно совпали несколько факторов: основной – это переход к застройке большими площадями, что стало нашей реакцией на появ- ление громадного рынка сбыта. Второй фактор – это своевременное ре- шение всех острых вопросов, связанных с производственной цепочкой, объединяющей в себе: сырье, производство, монтаж и заделку площа- дей, крановое хозяйство и транспорт.
Однако конвейерная система, которая позволяет работать с боль- шими объемами, требует особенно тщательного планирования и чет- кого управления. Только эффективная логистика может работать с такой сложной производственной цепочкой. К примеру, территория завода спроектирована так, что запас готовой продукции можно раз- местить только на 10 дней. После того как мы увеличили мощность предприятия, этот запас уменьшился в 2 раза. И если, к примеру, подул сильный ветер, и краны перестали работать, то продукцию мы остав- ляем на складе, и у нас есть только 5 дней, чтобы решить проблему без остановки предприятия.
Возникает вопрос: «Почему такие мощности, которых достигли мы, не были достигнуты на этом же предприятии в Советском Союзе?» Во-первых, раньше существовал Госзаказ и не было такого спроса. А работу производственной цепочки координировало большое количество управлений. Было автотранспортное предприятие, которое отвозило продукцию; было СМУ-5, которое занималось только доставкой башенных кранов, далее – строительно-монтажное управление и т. д. Итого целых пять руководителей управле- ний, между которыми должно было быть четкое взаимодействие. Не мог не сказаться человеческий фактор, в силу чего далеко не всегда они находили общий язык между со- бой, а единого центра управления всей цепочкой не было. Именно такой центр удалось сегодня создать на ЗАО «ОБД» – объединить производственные процессы в единый цикл и построить центральное управление над работой всей цепочки.
Кадры
На ЗАО «ОБД» работает около 1700 человек. Мы стараемся не увеличивать штат и не превышать планку в 1700 рабочих, поддерживая зарплаты на предприятии на высоком уровне. Штат предприятия – это не только основные производственные цеха: формовоч- ный и бетоносмесительный, но еще и работники собственных котельной, мазутохозяйства, автопарка, кранового хозяйства, строительно-монтажного управления, деревообрабаты- вающего предприятия.
Социальным вопросам мы уделяем особое внимание. Это целый комплекс мер по под- держке работников нашего предприятия, таких как различные денежные компенсации, льготы, бесплатное питание (у нас хорошая столовая, а для работников на строительных площадках мы доставляем питание по месту). Мы отремонтировали спортивную базу, основали краевую федерацию по дартсу. У нас есть база отдыха в Джанхоте. И если раньше там стояли щитовые домики, то теперь мы построили два бетонных корпуса на 24 номера, где наши сотрудники могут бесплатно отдыхать. Работники предпри- ятия бесплатно доставляются на работу автобусами завода. В этом году достроили общежитие на 250 мест, чтобы иметь возможность привлекать для работы кадры из регионов России. Такие формы поддержки, конечно, способствуют тому, что на ОБД – постоянный надежный состав сотрудников.
Скорость строительства – уравнение с несколькими переменными
Однако не только возможности производства, отлаженная логистика и высо- кая организация работы на строительной площадке влияют на скорость строи- тельного процесса в целом. Не секрет, что причиной досадных заминок зачастую являются существующие у нас в стране административные барьеры. Однако в на- шем опыте есть пример того, как быстро можно строить, если таких барьеров не только нет, но и наоборот, само государство способствует строительному процес- су. Дома для пострадавших от наводнения 2010 года в Туапсинском районе стро- или мы. Задача стояла так: за два месяца построить три полноценных 5- этажных дома, чтобы к 28 декабря 2010 года люди уже въехали в свои новые квартиры. При этом решить эту задачу нужно было, продолжая вести все остальные про- екты, запланированные у предприятия на данный период. Поставленная задача была выполнена в срок. Конечно, постарались еще и другие подрядчики, вовремя и грамотно построившие локальные очистные сооружения, котельную, то есть в срок были выполнены все работы в комплексе. А для преодоления администра- тивных барьеров на строительной площадке сразу был создан штаб, куда вошли и представители краевой администрации, где большинство вопросов решались буквально в тот же день.
Опытом работы нашей компании интересовалась администрация Ростовской области с целью реализации социальных госпрограмм, а также Воронежской, Ир- кутской областей, рассматривая возможность строительства таких же заводов в своих регионах.
Мы и наши партнеры
В реализации строительных проектов мы тесно взаимодействуем с директора- ми других заводов и компаний, объединенных единым замыслом. Мы осваиваем большие площади, и сделать это можно только совместно в те сроки, которыми мы располагаем. В свое время компания «ОБД-Инвест» стала первой ласточкой в реа- лизации нашей стратегии. ООО «ОБД-Инвест» занималось приобретением земель под дальнейшее строительство и ориентировалось не на точечную застройку, а на застройку целыми массивами. Сегодня «ОБД-Инвест» стало одним из крупнейших застройщиков Краснодарского края. Потом подтянулись и другие компании.
В последние несколько лет мы совместно с нашими партнерами – строительны- ми компаниями ведем в основном комплексное освоение территорий. В Краснода- ре это – микрорайоны Московский, Восточно-Кругликовский и Гидростроителей, а также в других городах края: Новороссийске, Гелен- джике, Анапе, Армавире, Славянске-на-Кубани...
Мы много строим по государственным про- граммам: обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, детей-си- рот, Фонда ЖКХ переселения граждан из ветхого аварийного жилья. Сегодня мы сдаем в эксплуата- цию жилье для пострадавших от наводнения жите- лей Крымска – городок в селе Молдавановском, ко- торый мы изначально строили для Министерства обороны, а также строим для подтопленцев новый микрорайон «Надежда» в Крымске, где будет воз- ведено несколько многоэтажных домов к середине ноября – всего около 800 квартир.
Именно объемно-блочное, индустриальное домостроение обеспечивает высокие темпы и большие объемы возведения социального жилья. И, что не менее важно – совместная деятельность компаний- партнеров в рамках отлаженных за несколько лет сотрудничества связей – от проекта до реализации.
Однако сегодня в Краснодаре появляется достойная конкуренция. Например, в районе западного обхода казанская фирма купила под строительство большой участок земли и инвестирует около 16 млрд рублей на развитие этой территории. Появление сильных конкурентов вынуждает нас быть в тонусе, постоянно улучшать свою продукцию, улучшать качество отделки домов, осваивать новые направления деятельности.
Так, по заказу компании «Бизнес-Инвест» мы разработали сегодня несколько типов коттеджей на основе блоков, которые строим в поселке «Виш-невый сад» в пригороде Краснодара, и планируем в дальнейшем строить коттеджные поселки.